ПУБЛИКАЦИИ

Post Image

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ


Еркегали Рахмадиевич Рахмадиев - один из крупных общественных деятелей Казахстана. Феномен его творческой натуры заключается в том, что он в одинаковой степени серьезно, со всей ответственностью относится как к собственному творчеству, создавая многочисленные произведения крупной и малых форм, так и к должностным обязанностям и общественным занятиям. Эти три важных фактора в творческой жизни Е. Рахмадиева на протяжении вот уже более сорока лет являлись движущей силой его деятельности и источником неукротимой энергии, таланта общения с многочисленными людьми разного ранга, умения одновременно и продуманно, обоснованно и порой оперативно решать возложенные на него обязанности.

Выше мы осветили его детские годы, становление личности композитора и годы творчества. Здесь же попытаемся осветить общественную и административную деятельность Е. Рахмадиева. Как уже было сказано, в детстве он рос общительным ребенком. Ему до всего было дело. Уже в школьные годы сверстники выбирали его своим вожаком, старостой класса. Он ревностно следил не только за успеваемостью и посещаемостью занятий, но и старался помочь отстающим, содействовал учителям в осуществлении многих школьных дел - выпуски газет, подготовка концертов к дням Победы, майским и октябрьским праздникам. Вступив в члены комсомола (ВЛКСМ), он в свободное от учебы время активно помогал старшим в артели, работал вместе с другими подростками на рыбных промыслах, тянул тяжелые неводы (катеров в колхозе не хватало и все приходилось делать вручную).

Плохо работать он не умел даже тогда и не удивительно, что был награжден медалью "За доблестный труд" в годы войны. В студенческие годы в консерватории его, младшекурсника, выбирают комсоргом, а на старших - за активную работу он был избран секретарем комитета комсомола вуза и членом ЦК комсомола Казахстана.

Трудовая деятельность Е. Рахмадиева началась со студенческих лет в качестве преподавателя в женском педагогическом училище им. М.Маметовой, затем после учебы на курсах повышения квалификации в Москве (1958-1959) он работает заведующим фольклорным кабинетом Алматинской консерватории. В 1959 г. Е. Рахмадиева назначают художественным руководителем Казахской государственной филармонии им. Джамбула, а с 1961 по 1965 годы он уже являлся начальником Главного управления по делам искусств Министерства культуры Казахской ССР. В 1966 г. он вступил в должность директора театра оперы и балета им. Абая. Так по восходящей росла служебная карьера Е. Рахмадиева и в 36 лет он явился первым руководителем такого большого творческого коллектива, каким был в те годы оперный театр.

Стремительный рост на этом не прекратился. Уже через год 14 марта 1967 г. Е. Рахмадиева назначают Ректором Алматинской госконсерватории им. Курмангазы, а с марта 1968 года на IV съезде композиторов Казахстана его выбирают председателем Союза композиторов Казахстана и секретарем Союза композиторов СССР.

В должности ректора консерватории Е. Рахмадиев находился до лета 1975 года. За эти годы жизнь вуза, работа по подготовке квалифицированных специалистов-музыкантов разных профилей значительно обогатилась, стала более насыщенной. Именно в эти годы стала функционировать в полную силу оперная студия, особенно после прихода на должность заведующего кафедрой оперной подготовки Курманбека Джандарбекова- режиссера, народного артиста Каз ССР. За эти годы силами студентов вокального отделения были осуществлены постановки опер "Богема" и "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини, "Сельская честь" П. Масканьи, "Алеко" С. Рахманинова, оперы казахстанских композиторов - "Кыз Жибек", "Абай", "Биржан и Сара" и другие оперы, поставленные целиком или в отрывках.

Кроме того, в этот же период был открыт театральный факультет и режиссерские отделение. Деканом стала Т.К. Наурызбаева, зав. кафедрой P.M. Каныбаева. Под руководством педагогов народных артистов СССР, профессотров Г. Диордиева, Х. Букеевой и А. Мамбетова, народных артистов республики С. Токпанова Ш. Джандарбековой были поставлены драматические спектакли . На всесоюзном показе режиссерских работ театральных ВУЗов в МОскве завоевали третье место. Большая организационная работа была проделана ректором по установке в Большом концертном зале консерватории первого органа в Казахстане. Орган был заказан в ГДР, в городе Потсдаме через фирму "Александр Шуке". В свзя с таким большим событием в алматинскую консерваторию был приглашен из Москвы старший преподаватель по классу органа Владимир Тебенихин. В годы ректорства Е. Рахмадиева резко возрос контингент студентов. ВУЗ ежегодно выпускал 170-200 дипломированных художников по 27 специальностям. Для сравнения первые выпуски 18-20 человек по 4-8 специальностям. Соответственно увеличился профессорско-преподавательский состав - до 200 специалистов разных профилей. "Без этих кадров высшей квалификации,- считал ректор,- была бы совершенно немыслима деятельность на современном уровне всех ныне существующих в республике музыкальных учебных заведений."

Сам маэстро как педагог за многолетнюю педагогическую деятельность с 1965 года и поныне, подготовил и выпустил десятки молодых талантливых композиторов, окончивших алматинскую консерваторию - О. Несипханов, Т. Кажигалиев, С. Еркимбеков, О. Джанияров, С. Ромащенко, В. Стригоцкий, М. Тайменкеев, М. Ержанова и многие другие, десятки других будущих коллег продолжают учебу.

Председателем Союза композиторов Е. Рахмадиев был почти четверть века (с 1968 по 1991 гг.), постоянно переизбирался на V,VI, VII, VIII съездах. За период его руководства количество членов Союза увеличилось втрое, пропорционально этому был и огромный объем проделанной работы: функционировало множество секций, на которых проводилась творческая работа композиторов и музыковедов, комиссии по музыкально-сценическим жанрам (опера, балет, оперетта, музыкальные спектакли, по симфонической и кантатно-ораториальной музыке, по камерной и хоровой музыке, по песенной, эстрадной, театральной и киномузыке, по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, военно-патриотической музыке, комиссия по народно-фольклорной музыке, молодежная комиссия и комиссия по музыковедению и музыкальной критике). В периоды между съездами каждая комиссия проводила до 40 заседаний, на которых прослушивались новые сочинения, шла подготовка к очередным пленумам , фестивалям в областных центрах, авторским вечерам, конкурсам, творческим отчетам перед слушателями, музыковедческими чтениями. За этот период прошло значительное количество обмена Днями Культуры Союзными Республиками, с зарубежными странами. Под руководством Е.Рахмадиева Союз композиторов превратился из маленькой секции в мощную, музыкальную "державу". Было создано более 30 опер и балетов столько же кантат и ораторий, кюев, огромное количество камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Стал круглогодично функционировать дом творчества в Таутургене с 15 коттеджами, столовой, биллиардной, библиотекой нотной и художественной литературы, кино-концертным залом и т.д.

Авторитет Союза композиторов Казахстана , наравне в Союзом писателей все возрастал. Не случайно в 1973 году в Алма-Ате была проведена III Международная музыкальная Трибуна стран Азии, которую открыл Е.Рахмадиев, выступив с приветственным словом. На этом почетном форуме председателем был Нараяма Менон - президент индийской академии музыки , танца и драмы. Симфонический кюй "Дайрабай" завоевал, как отмечалось ранее, первое место и был рекомендован для пропаганды по всем радиостанциям мира. Однажды Рахмадиев отметил:"Творчество любого народа - это полнокровная часть мировой культуры. И цель художника в том, чтобы сделать шедевры национальных мастеров интернациональным достоянием. Вот почему я обратился к жанру кюя, который представляется мне не просто формой музицирования, а средством выражения духовной жизни моего народа. Кюй - это уникальный вклад казахов в мировое музыкальной искусство."

В дальнейшем Е.Рахмадиев стал участником последующих музыкальных Трибун стран Азии - IV в Маниле, Филиппинах, V в Багдаде, Сирия, VI - в Пхеньяне, Корея, как руководитель делегации СССР и член и председатель жюри.

С 1991-1993 годы Е.Рахмадиев являлся министром культуры Республики Казахстан.

Но этот "каскад" ответственных должностей - не вся жизнь композитора Е.Рахмадиева, который с юных лет был общественно активен. Еще в студенческие годы как секретарь комитета комсомола консерватории он избирался делегатом на VIII съезд комсомола Казахстана, в 1962-1964 гг. он член Алматинского обкома партии. Начиная с 1967 года он являлся депутатом Верховного Совета КазССР пяти созывов, а на XIII-XVI съездах КП Казахстана избирался членом ЦК КП Казахстана. В 1989-1992 годах он был Народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР.

Будучи депутатом Е.Рахмадиев был весьма инициативным. В своих выступлениях он затрагивал много важных вопросов. Его выступления документально зафиксированы в бюллетенях ЦК партии Казхстана и СССР.Здесь же весьма важно отметить его беспокойство за судьбу родной природы и людей обширных областей Казахстана - Семипалатинска и южных районов Западно-Казахстанской области, где как известно, многие годы проводились ядерные испытания. Так для своего выступления на сессии Верховного совета СССР против испытаний на Семипалатинском полигоне он получил одобрение (подписи) 275 депутатов, что составило 50% голосов, в том числе и академика А.Д.Сахарова. Его выступление на сессии в Москве 1 августа 1989 года было одобрено и впоследствии сыграло решаюшую роль в рождении движения "Невада-Семипалатинск". Кроме того в душе бывшего народного депутата Е.Рахмадиева от Западно-Казахстанской области и тогда, и до сих пор не утихает боль за регион, где вот уже более полувека страдающий от непосредственного соседства с Капустиным Яром, где испытания продолжаются (а чего стоят людям уже проведенные одинадцать (по неофициальным данным и того больше) наземных ядерных взрывов, что тянет на 65 Хиросим!?)

Кроме того Е.Рахмадиев одновременно был членом многих комитетов, секций, правлений. Так с 1968 года он член правления Общества дружбы с зарубежными странами. с 1966 года и по сей день он находится в составе по присуждению госпремий в области литературы и искусства Казахстана. С 1982 года он участвовал в работе Всесоюзного координационного совета по науке и искусству, Республиканского совета защиты мира, многих редколлегий журналов и газет. А с 1991 года Е.Рахмадиев введен в состав национального совета по государственной политике при Президенте, с 1991 по 1993 гг. был членом президиума ГАК.

За активную творческую и общественную деятельность, он награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы Народов (1982), медалями почетными грамотами Верховного совета КазССР и ряда союзных республик - Армянской, Узбекской, Эстонской и Татарской АССР. В 1966г. ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств КазССР, в 1975г. - Народного артиста КазССР, в 1981 - Народного артиста СССР, а с 1980 года он Лауреат Государственной премии КазССР.

Естественно, что постоянные административные обязанности и огромная общественная работа требовали немалых жизненных сил, энергии и времени. Однако по роду деятельности и по своему характеру Е.Р.Рахмадиев не смог стоять в стороне, прятаться в узкопрофессиональную "скорлупу". Он видел реальные плоды своих усилий, что с лихвой компенсировало затраченную им энергию, питало собственное гео творчество новыми соками и идеями. Еркегали Рахмадиев в нашем искусстве - явление весьма примечательное. Несомненно, он художник огромного, разностороннего дарования, очень чуткий и отзывчивый к сложным проблемам современности. В творчестве же он постоянно в поиске, стремится к художественным обобщениям, ибо объектом его внимания всегда является человек с интересной судьбой и богатой душой.

У самого же юбиляра, натуры талантливой и деятельной, общественная активность всегда - естественное состояние души.